in

10 полезных советских правил воспитания детей

СССР был известен своими блестящими учеными, выдающимися спортсменами и творческой интеллигенцией. Причина — не только в хорошем генофонде, но и в советских принципах воспитания детей. Вот некоторые из них.

Нельзя идеализировать советское детство и то, как дети росли в СССР. В конце концов, было много темных сторон и сомнительных правил. Возьмите самый пресловутый: «Не умеешь — научим, не хочешь — заставим». 

Многие принципы советского образования были заложены в 1930-х годах легендарным педагогом Антоном Макаренко. В то время в России было огромное количество беспризорных детей, которые впоследствии могли стать преступниками; власти забрали их с улиц и поместили в детские дома, но превратить их в нормальных детей уже было довольно сложно. В одной из таких колоний для несовершеннолетних правонарушителей Макаренко успешно перевоспитал беспризорников в полноправных членов общества, опираясь на общечеловеческие ценности и высокие моральные стандарты.

Многое из его опыта вошло в советские педагогические учебники и успешно применялось в системе общего образования. Вот некоторые из его принципов.

1. Жесткий распорядок дня

Много внимания уделялось распорядку дня ребенка с самого раннего возраста. Считалось, что все — включая сон и кормление — должно происходить по строгому графику.

«Соблюдайте распорядок дня: ежедневные прогулки на свежем воздухе улучшают аппетит, сон и здоровье ребенка. Кроме того, прогулки увеличивают качество и количество материнского молока ».

К.С.Митурич

Считалось, что даже если ребенок плачет между кормлениями, его нельзя «успокаивать» грудным вскармливанием. Советские медики навещали молодых мам на дому и внимательно следили за тем, как ребенок набирает вес (в СССР это тоже предполагалось по установленным нормам).

«Соблюдайте правила кормления малышей: давайте им вкусную и разнообразную еду. Учите их есть за столом в определенное время. Не давайте им сладостей между приемами пищи ».

К.С.Митурич

Дисциплина поддерживалась и с детьми старшего возраста в этих вопросах. Ясли, детские сады и школы всегда устраивали приемы пищи в одно и то же время, а матерям рекомендовалось не давать детям угощения между приемами пищи.

2. Закалить детей и уложить их спать на свежем воздухе.

Считалось, что свежий воздух полезен для иммунной системы и хорошего здоровья младенцев, поэтому бесстрашные матери выгуливали своих детей в коляске на несколько часов даже при низких температурах. Многие дети в дневное время спали на улице.

Время сна на улице в 1950-х

Леонид Шокин / МАММ / МДФ

Такого же подхода придерживались и детские сады — детей укладывали спать на улице, в том числе во избежание вспышек различных заболеваний.

еогры Розов / МАММ / МДФ

Особым развлечением было развить у детей устойчивость к холоду, растирая их мокрыми полотенцами или обливая их холодной водой на улице. Считалось, что он очень полезен для хорошего здоровья, в том числе для сердца. И одним из главных лозунгов в СССР было «В здоровом теле здоровый дух».

3. Приучение детей к занятиям физкультурой и спортом.

3. Приучение детей к занятиям физкультурой и спортом.

«Будьте физически активными!»

М. Нестерова

В школах были обязательные занятия спортом; кроме того, они менялись в зависимости от времени года: зимой детей выводили на улицу для катания на беговых лыжах, а летом — бегали на свежем воздухе. В остальное время года мероприятия проводились в закрытых помещениях — дети занимались бегом и легкой атлетикой, занимались командными видами спорта.

Чтобы побудить детей и взрослых заниматься спортом, даже самый популярный певец и автор песен Владимир Высоцкий написал небольшую шуточную песню о важности утренней зарядки.

4. Социализация детей

Детей отправляли в детский сад с самого раннего возраста (даже грудных младенцев), поскольку матери должны были как можно скорее вернуться на работу на благо Советского государства. Также важным навыком, полученным ребенком в детском саду, была социализация. Дети должны были научиться жить и работать в команде, а также брать на себя ответственность за свою команду.

5. Обучение детей ответственности

Коллективная ответственность была отличной техникой, которая могла быть очень полезной в борьбе с издевательствами в школе сегодня.

‘Уважай труд других, убирай за собой’

В 1970-х годах американский академик и детский психолог Ури Бронфенбреннер подробно изучил воспитание детей в Советском Союзе и опубликовал книгу «Два мира детства: США и СССР». В нем он цитирует советскую школьную учительницу, которая объясняет, как она борется с плохим поведением в классе. 

«Давайте представим, что 10-летний Вова тянет Аню за косу. Я делаю ему выговор один раз, потом второй и третий — но он меня игнорирует. Затем я прошу класс отметить поведение Вовы. Теперь я могу быть уверен, что во время дежурные участники пионерской группы побеседуют с мальчиком. Они напомнят ему, что его проступки повлияют на оценки поведения, выставляемые всей пионерской группе ».

6. Обучение детей самостоятельности и приучение их к работе.

Несмотря на коллективную ответственность, дети, конечно же, должны нести ответственность за себя. К тому же с детства их постепенно готовили ко взрослой жизни. В обязательном порядке они должны были помочь взрослым и родителям и, таким образом, научиться делать все по дому, включая готовку и простую ручную работу.

«Мы все умеем сами, маме помогаем»

«В какой-то момент с пятого класса моей обязанностью было убирать в квартире по выходным и делать покупки. Я всегда делал это и не знал лучшего. Моя сестра-близнец в то время готовила ужин для всей семьи, пока наши родители были дома. работа или отдых », — вспоминает 62-летний москвич Сергей, вспоминая свое детство.

‘Научись делать все самому’

В школе был отдельный предмет — «Работа». Девочек и мальчиков учили разным вещам: девочек учили шить и готовить, а мальчиков — забивать гвозди, строгать и пилить древесину, паять и даже выполнять некоторые простые электромонтажные работы.

7. Сокращение свободного времени до минимума.

Советские дети всегда были заняты. И оказалось, что чем больше им приходилось делать, тем больше им удавалось. Таким образом, они были подготовлены к работе и ведению активной общественной жизни, например, в ячейке коммунистической партии.

«Учеба и отдых, игры и работа — все для детей. Мамы счастливы и благодарны за продленный школьный день ».

Каждый ребенок либо оставался в школе после уроков, чтобы учиться в кружке после уроков по выполнению домашних заданий — это называлось «продленный день» (сокращенно «продленка»), либо посещал какой-нибудь другой клуб. Здесь было много детских домов искусств, спортивных секций, музыкальных школ. Многие дети посещали несколько клубов. Помимо развития ребенка, они также значительно облегчили жизнь родителей — им не нужно было беспокоиться о том, чем заняты их дети, когда они были на работе.

Родители стремились дать своим детям все самое лучшее и то, чего они сами могли лишить в детстве. Таким образом, они тратили почти все свои деньги на образование и развитие своих детей. Детей стимулировали к участию в олимпиадах и соревнованиях.

8. Не баловать детей

‘Не растите испорченных ребят’

Особенно настоятельно рекомендовалось родителям не баловать своих детей, иначе они вырастут, как ленивые сыновья бывшей знати. Поэтому, в отличие от сегодняшнего дня, у советских детей никогда не было такого количества игрушек, такого выбора одежды или предметов роскоши (правда, этому способствовала нехватка товаров). С ранних лет советские люди должны были быть нетребовательными в повседневной жизни.

Считалось, что избалованные и изнеженные дети обязательно превратятся в антиобщественных членов общества, если не в настоящих преступников!

9. Прививать любовь к природе

Юные натуралисты, 1930-е гг.

Советские дети, как вы, должно быть, уже поняли, много времени проводили на природе. Многие клубы также проводили свои мероприятия на открытом воздухе, был популярен интерес к ботанике и зоологии, и существовали целые ассоциации молодых естествоиспытателей, изучающих особенности окружающей среды в своем районе. Детей также водили в походы в лес, обучали альпинизму и каякингу.

Родители тоже часто брали своих детей в деревню — учили их ловить рыбу и собирать грибы (главное, как определить, какие сорта съедобны).

10. Воспитание моральных ценностей

‘Никогда не лгать’

Большое внимание было уделено этическому воспитанию в целом. Знаменитый поэт Владимир Маяковский написал «Что хорошо, а что плохо», ставшее очень популярным стихотворением. В отсутствие религии детей учили правилам поведения не по Библии, а через призму нравственных ценностей советских людей, строителей коммунизма. В любом случае, между ними и Десятью заповедями не было большой разницы.

Очень важно было жить не для себя, а для других, не искать личной выгоды и обогащения, не лгать, соблюдать чистоту и уважать старших: предлагать им свое место в общественном транспорте и помогать пожилым людям переходить дорогу или нести тяжелые сумки.

Одной из важнейших ценностей, которые прививают детям, была семья, поскольку семья была важным строительным блоком советского общества.

«За радостное, цветущее детство! За счастливую, крепкую семью! »

Именно поэтому девочек с детства приучали стать матерями и вести домашнее хозяйство (при этом им никогда не говорили, что это их единственная обязанность — девочек также поощряли к профессиональным навыкам). Со своей стороны, мальчиков учили выполнять «мужскую работу», более требовательную физически. Служить в армии было очень важно.

«Мы просто смеялись над теми, кто не служил в армии. И даже девушки не хотели с ними гулять», — говорит 75-летний Иван.

«Да здравствует и процветает наша Родина!»

И, конечно же, главной ценностью, которую прививали советским детям (да и взрослым) были верность и любовь к Родине. Для этого необходимо было знать его историю, культуру, географию и огромную роль СССР в освобождении пролетариата всего мира от гнета капиталистов.

What do you think?

Written by admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

квашенку детям

Давать ли квашенку детям?

На чем лучше пеленать ребенка

На чем лучше пеленать ребенка